0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материал бордюрного камня

Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;

    Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

    По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

    Условные обозначения

    В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

    Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
    • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

    Размеры бордюров по ГОСТу

    Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

    Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

    Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

    Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

    Вес бордюрного камня

    Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

    Вес бордюра зависит от его размеров

    Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

    Нестандартные размеры бордюров

    Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

    Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

    Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

    • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
    • 390*190-90 и массой около 15 кг;
    • 500*240*35, вес 9 кг.

    Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

    В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

    Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

    Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

    • длина от 70 см до 2 метров,
    • ширина — от 80 мм до 200 мм,
    • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

    Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

    Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

    Порядок работ

    Итак, вот какой порядок установки бордюра:

    • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
    • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

    Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

    Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

    Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

    Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

    Особенности бордюрного камня, его размеры и характеристики

    В современном мире не найти участка улицы без бордюров. Люди применяют их на дачах, в садах, в парках, на остановках, в длину автомобильных дорог. Бордюрный дорожный камень — практичный материал, который достойно смотрится. В промышленности ценится функциональность и эстетичный внешний вид: бортовой камень соответствует всем требованиям. В дальнейшем стоит только найти качественный материал, изготовленный по всем нормам ГОСТ, и провести правильную установку.

    Каждое изобретение оставляет после себя свою историю. Она несет в себе особый фундамент для дальнейшего развития.

    История возникновения

    Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.

    Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.

    Что такое бордюрный камень

    Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

    Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

    Бортовой камень бывает пяти видов:

    1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
    2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
    3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
    4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
    5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

    Также он применяется для водоотвода.

    Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.

    Основные характеристики

    Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

    Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

    1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
    2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
    3. Повышенная прочность и износостойкость;
    4. Долговечность;
    5. Нескользящее покрытие;
    6. Выбор цветов, форм и размеров.

    Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

    Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

    Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

    • С повышенной отдачей тепла;
    • Устойчивый к высокой влажности;
    • Состав, который быстро твердеет;
    • Пластифицированный;
    • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
    • Средней временной отрезок застывания.

    Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

    Срок службы и размеры

    Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

    Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

    У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

    Особенности установки и замены

    Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

    Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

    Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

    Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

    Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.

    С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

    Самостоятельное изготовление поребрика

    Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.

    Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.

    Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.

    Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.

    Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.

    Технология изготовления железобетонного бордюрного камня

    На внешний вид и сохранность площадки оказывает влияние бордюрный камень. Он облагораживает территорию, на которой выкладывается тротуарная плитка или другие виды отделки. Бордюр защищает площадку от размывания и разрушения корнями растений. Ограждающие камни производятся разной формы и цвета.

    Понятие об изделиях

    Выбирается поребрик в сочетании с плиткой на участке. Для пешеходных дорожек камень берется высотой 30 см, ширина при этом составляет 20 см. Блоки разделяют участки асфальта, укрепляют от расползания основания, сдерживают водяные потоки. Они применяются для зонирования при облагораживании ландшафта. Изделия производятся прямой или дугообразной формы, окрашиваются различными цветами. Для установки требуется предварительная подготовка, для этого обустраиваются траншеи с подсыпкой песком и щебнем.

    Критерии выбора

    Обустройство дорожек, магистралей и декоративных участков считается незаконченным без установки бордюра. Требования к изделиям зависят от целевого назначения и условий работы. Предусматривается изготовление блоков на основе натурального или искусственного камня стандартных размеров, формы и веса.

    Факторы для правильного выбора камней:

    • Климатические условия. В зависимости от этого определяется длина изделий и глубина их погружения в грунт. Блоки широко применяются в строительстве: устанавливаются в малопроходимых местах или ограничивают автомагистрали. В последнем случае учитывается возможность наезда на бордюры, отчего создаются критические нагрузки. Суровые зимы оказывают разрушающее действие, так как происходит постепенное растрескивание от мороза.
    • Состав материала для изготовления. Производители вводят улучшающие добавки в сырьевую массу, которые увеличиваю прочность, стойкость к изменению температуры, снижают водопроницаемость. При выпуске применяются только рекомендованные марки цемента. Некоторые виды армируются металлическими элементами для повышения характеристик.
    • Внешний вид изделия. Эстетическое восприятие ландшафта зависит от подобранного цвета обрамления и его формы.

    Требования к элементам

    Основные характеристики являются стандартными для всех типов бордюров:

    • морозостойкость определяется количеством замерзаний и оттаиваний, которое материал может выдержать с сохранением физических качеств и целостности, для поребрика предусматривается показатель 200−400 циклов;
    • трещиностойкость показывает величину максимальной нагрузки, которая приводит к появлению трещин в массиве каменного блока;
    • прочность на сжатие и растяжение определяется нагрузкой, при которой разрушается целостность материала, камни должны иметь показатель не меньше М300;
    • соответствие нормативным габаритам и форме устанавливается внешним осмотром и замером параметров камня;
    • коэффициент водопоглощения характеризуется способностью материала впитывать влагу и удерживать ее внутри;
    • расчетный эксплуатационный срок определяется моральным и физическим износом элемента и не должен быть ниже 20 лет.

    Дорожный камень

    Этот тип применяется при обустройстве дворов в городских кварталах, проездов, зон парковки и аналогичных площадей. Изделия эксплуатируются без разрушения в течение 17−20 лет, при этом сохраняют характеристики. Дорожный бордюрный камень стандартного размера 1,0х0,3х0,15 м весит около 95 кг. Серый цвет изделий сочетается с дорожным покрытием и окружающей архитектурой. Стоимость одного камня составляет от 195 рублей.

    Дорожные бордюры имеют характеристики:

    • прочность — М400;
    • морозостойкость — выдерживает 200 замерзаний.

    Магистральный бордюр

    Камень отличается большими размерами по длине и ширине, рассчитан на большие нагрузки, имеет повышенную износостойкость. Производится укладка для ограничения дорожного полотна на трассах интенсивного потока автомобилей, междугородних путях сообщения, развязках дорог и мостах. При размерах бетонного бордюра 1,0х0,3х1,18 камень весит около 120 кг. Стоит изделие группы магистральных камней в пределах 250−700 рублей за штуку.

    Характеристики магистральных бордюров следующие:

    • прочность — марка М400;
    • морозостойкость — не разрушается от 300 резких замерзаний.

    Садовые и дачные ограничители

    Садовый камень выпускается компактным, весит около 50−70 кг, по прочности не уступает дорожным бордюрам. Применяется при обустройстве парковых ландшафтов, пешеходных аллей. Из-за небольших размеров тротуарного бордюра изделия используются для благоустройства частных дворов и дачных участков. Хорошо подходит для ограничения извилистых дорожек. Стоимость одного камня длиной 1 м колеблется в пределах 95−110 рублей за один экземпляр, а изделие длиной 0,5 м стоит 55−75 рублей за штуку. Поребрик для тротуара выпускается разного цвета, дизайна и формы.

    Характеристики садового блока:

    • прочность — М300;
    • морозостойкость — выдерживает 200 циклов.

    Маркировка блоков

    Для удобства выбора и покупки бордюров разработана система маркировки. Форма, размер, марка бетона регламентируется в ГОСТ 6665–1991 .

    Выпускаются такие марки камней в соответствии с документом:

    • БР — обозначение рядового стандартного бордюра.
    • БУ — показывает вид рядового блока с расширением. Элемент имеет вид бруска, у которого по граням снимаются фаски.
    • БЛ — аббревиатура для камней прямой формы с лотком. На протяжении бордюра выполнен плоский желоб, по которому отводится вода при выпадении осадков. Вид используется в местах с повышенной опасностью размыва и снеговых заносов в качестве канала для дренажа.
    • БВ — обозначение въездного поребрика. Такие камни устанавливаются в местах заездов автотранспорта на стоянки, придомовую площадь. Бордюры имеют меньшую высоту при соблюдении общих габаритов.
    • БК — криволинейные конструкции блоков. Изделия используются для ограничения скругленных и извилистых участков.

    В нормах ГОСТ предусматривается цифровое обозначение, которое, помимо стандартной маркировки, указывает размеры блоков. С учетом этих показателей выбирается область применения. Например, обозначение БР.100.30.15 указывает, что рядовой камень для тротуара имеет длину 1,0 м, высоту 0,3 м, ширину 0,15 м.

    Производственное изготовление

    Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные. Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.

    Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:

    • литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
    • изготовление литьевых элементов с вибрационнымвоздействием;
    • выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.

    Первые два метода применяются при изготовлении материала на небольших предприятиях или в домашних условиях. Для третьего способа требуется специальное оборудование, которое приобретать в условиях мелкосерийного производства нерентабельно.

    Размеры бордюров влияют на состав смеси. Длинные (больше 1 метра) элементы изготавливаются из мелкозернистого песка и заполнителя. Такие камни в некоторых случаях усиливаются арматурой. Армирование обязательно применяется для цельных бордюров длиной от 3 до 6 м, которые выпускаются из тяжелых видов бетона. Чтобы сделать такие ограждения дорог, требуется специальная техника.

    Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения. С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность. К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.

    Последовательность производственных циклов:

    • транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
    • бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
    • необходимое количество раствора подается в форму;
    • форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
    • транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
    • автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.

    Собственноручное производство

    Вначале делается форма для выдерживания раствора или приобретается на рынке. Размер готового блока выбирается самостоятельно, можно не придерживаться нормативных размеров ГОСТ. Гладкая формующая поверхность отливки обеспечивается применением материалов:

    • листов стали толщиной более 0,8 мм;
    • ламинированной фанеры или ОСБ толщиной от 8 мм;
    • чисто выструганной доски, которая обрабатывается герметичными пропитками против увлажнения.

    В качестве формы часто применяется металлический швеллер большого размера (№ от 14 до 22). На кусках прогона закрываются торцы и можно проводить заливку. Соотношение компонентов смеси принимается:

    • для цемента М400 — 1:3:4 (цемент, песок, наполнитель);
    • для М500 берется 1:2,5:4,5, соответственно.

    В бетономешалку загружают половину компонентов, перемешивают 3−4 минуты и добавляют остальное количество. Дальнейшее приготовление занимает 5−6 минут. В бетоносмеситель вводятся пластификаторы и вода, если требуется краситель, то он разводится в жидкости. Рационально замешать такое количество раствора при изготовлении бордюра из бетона своими руками, которого бы хватило на заливку 7−10 форм.

    Заливка в формы

    Вибростол используется для повышения качества камней. Готовый бетон помещается в формы и включается вибрация. Если требуется усиление арматурой, то смесь заливается наполовину, а остальное количество раствора добавляется после укладки металлических прутов.

    Заполненные отливки после обработки на столе выдерживаются не меньше 48 часов для схватывания. Затем они вынимаются из формы и оставляются в свободном виде на месяц для набора прочности. По истечении этого времени элементы монтируются в качестве элементов ландшафтного дизайна во дворе или саду.

    Установка в рабочее положение

    Чтобы установить камень, снимается верхний плодородный слой почвы. Разметка делается с помощью натянутого шнура, желательно на всей протяженности будущего ограждения. Глубина канавки составляет половину высоты камня. Так бордюр выступает над поверхностью и прочно удерживается грунтом. Степень заглубления выбирается с учетом подсыпки на дне выемки.

    Насыпается слой щебенки, которая смешивается с песком в пропорции 1:1. Для опоры под камнем требуется слой 6−10 см. Материал утрамбовывается и проливается водой для уплотнения.

    Бордюр устанавливается на цементно-песчаный раствор в соотношении 1:3 (цемент, песок). Камни располагают по шнуру, для этого постукивают их при необходимости резиновым или деревянным молотком.

    Бордюрный камень: применение, виды, размеры, особенности укладки

    Оформление улиц, скверов и участков частных домовладений тротуарной плиткой или другим декоративным покрытием сегодня очень популярно. Технология укладки предусматривает использование бордюрного камня, который играет не только функциональную роль, но и эстетическую.

    История его применения насчитывает уже столетия. Ещё в давние времена бордюр использовали для разграничения пешеходной зоны от проезжей части. За долгие годы поменялись разве что технологии изготовления и формы.

    Посмотрите видео по укладке бордюрного камня

    В производстве используется в основном технология полусухого прессования.

    Область применения бордюрного камня:

    — обустройство дорог, тротуаров;

    — разделение парковых зон, декоративное оформление;

    — ограничение садовых дорожек.

    Виды бордюрного камня

    Выделяют следующие разновидности:

    • магистральный, обладающий сверхпрочной структурой и высокой устойчивостью к температурным колебаниям;

    • дорожный, используемый для разграничения проезжей части и пешеходной зоны, предотвращает расползание дорожного покрытия под силой давления транспортных средств;

    • тротуарный, определяющий границы пешеходных покрытий в парках, скверах, по размерам чуть меньше дорожных, выпускается в разных цветах и формах;

    • садовый, отличающийся более длинными размерами и узкой формой, используется для обустройства клумб, газонов, в парках, скверах и частных домовладениях;

    • газонный, применяемый в качестве декоративного оформления газонов, цветников, детских площадок и др., выпускается в разных цветах и формах;

    • водосточный, имеющий форму с изгибом, используется для обустройства водосточных систем.

    Размеры бордюрного камня

    Назначение бордюра определяет его габариты. Самыми массивными и прочными являются магистральные и дорожные виды. При метровой длине ширина достигает 30-45 см. Газонные, и садовые разновидности отличаются небольшой высотой 8-15 см при ширине 8-20 см. Для ограждения остановок общественного транспорта применяют камень с высотой 18 см при ширине 30 см. Длина бордюров варьируется от 50см до 100 см. Каждое изделие изготавливается по требованиям ГОСТа.

    Отличительные качества бордюрной продукции:

    — большой период эксплуатации (до 40 лет);

    — широкая область применения, функциональность;

    — эстетичность и законченность оформления различных зон;

    — ассортимент размеров, цветов и форм.

    Особенности укладки бордюрного камня

    • Для выполнения работ по укладке бордюра не потребуется привлечение спецтехники. Достаточно простого набора инструментов:

    — верёвки или шнура.

    • Начинать работы следует с разметки. Её производят с помощью уровня, колышек и шнура. Когда границы будут определены, приступают к выкапыванию траншеи.

    • Бордюр нужно располагать выше уровня земли, чтобы он предотвращал загрязнение дорожного покрытия.

    • Траншею выкапывают глубиной, немного превышающей планируемое залегание камня. Запас 5 см даст возможность выстелить дно песком. Это создаст более устойчивую основу под камень. Песчаную подушку после засыпки следует тщательно уплотнить с помощью трамбовки.

    • Перед установкой бордюра траншея заливается бетонным раствором, состоящим из песка (3 части) и цемента (1 часть).

    • Камень укладывается по натянутому шнуру для соблюдения горизонтальности. Отклонения в сторону регулируют киянкой.

    • Боковые части бордюра также скрепляются раствором.

    Современные дороги подвергаются большой нагрузки под действием веса машин и погодных условий. При подборе бордюрного изделия следует учитывать климатические и функциональные особенности, отдавать предпочтение более прочному камню.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Читать еще:  Материал алюкобонд цена
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×