Закачка теплоносителя в систему отопления
Как закачать теплоноситель в систему отопления своими руками
Отопительные системы частного дома бывают открытого и закрытого типа. Первые функционируют по принципу естественной циркуляции жидкости, допуская ее соприкосновение с воздухом. Второй вариант герметичен и действует с принудительной циркуляцией теплоносителя. Ее обеспечивает установленный циркуляционный насос и мембранный бак. Отсутствие контакта с воздухом уменьшает количество кислорода, являющегося мощным окислителем металла. Система отопления любого типа не сможет обеспечить обогрев дома без теплоносителя. Современные сети чаще всего заполняются жидким теплоносителем: водой или антифризом. После монтажа инженерной сети, а также после выполнения ее ремонта, необходимо закачать теплоноситель в закрытую систему.
Какой теплоноситель выбрать
Самый доступный по цене теплоноситель – вода, но для контура отопления жидкость из крана лучше не использовать, в ней много примесей, провоцирующих коррозию труб, накопление отложений и порчу нагревательных элементов котла. Воду необходимо смягчить и очистить, для этого применяют специальные фильтры и химические реагенты. Можно купить готовую дистиллированную воду, она доступна по цене и обеспечит безопасное применение. Для труб отопления, заполненных мягкой очищенной водой, замена жидкости производится раз в 5-10 лет, когда начинает снижаться эффективность теплообмена. Слить такой теплоноситель можно в самой низкой точке системы, где установлен специальный патрубок с вентилем. Слив безопасной жидкости возможен в грунт на участке.
В доме с периодическим проживанием зимняя температура падает до отрицательных отметок. При такой температуре вода в системе отопления замерзнет, повредив трубы. Заменой замерзающей жидкости стал антифриз.
Синтетический теплоноситель производится на основе спиртов. Он обеспечивает высокую теплоотдачу и безопасность от замерзания в холодный период года. К преимуществам антифризов относится:
- высокая температура кипения;
- минимальное коррозийное воздействие на металл;
- низкая температура замерзания.
Используется два вида антифриза:
- этиленгликоль – состав относится к ядовитым веществам, его нельзя заливать в систему отопления открытого типа. Он не имеет запаха, поэтому сложно заметить протечку. Плюсом вещества является доступная цена;
- пропиленгликоль – состав безопасен для здоровья и подходит для эксплуатации в сетях отопления открытого типа. Минус вещества – высокая стоимость.
Раз в 5 лет потребуется слить своими руками антифриз на основе этилен или пропилен гликоля и заменить его новым. Слив синтетических составов осуществляется с особой осторожностью, а утилизация происходит на специальных полигонах.
Незамерзающие составы продаются в виде концентратов, перед тем, как залить их в трубы, необходимо развести вещество водой по инструкции производителя.
Как подсчитать объем жидкости
Чтобы заполнение отопительного контура было полным, необходимо подсчитать объем теплоносителя. В многоквартирных домах расчет производят специальные службы, а для частного дома – его владелец. Высокая стоимость жидкости для закачки требует точных вычислений, иначе часть средств будет потрачена напрасно. К подсчетам подходят практическим и теоретическим способом.
- Объем контура измеряют счетчиком воды. Пустой контур необходимо заполнить водой, а данные счетчика покажут ее объем. Отметив необходимый параметр, можно слить жидкость.
- Подготовить емкость с разметкой объема, в которую выполняется слив воды из труб. После ее заполнения будет известно необходимое количество жидкости.
- Подсчитать количество антифриза можно, сложив объем водонагревательного котла, всех секций радиаторов, расширительного бачка и трубопровода. Рекомендуется приобрести состава на 15% больше расчетного количества, этот запас покроет неточности подсчета и потери на заполнение системы (происходит небольшой слив антифриза при спускании воздуха).
Подготовительный этап
После монтажа сетей отопления выполняется их промывание. Это позволит удалить стружки и твердые частицы, попавшие в трубы во время монтажа. Если проигнорировать промывку, мусор повредит насос или нагревательный котел.
Прежде, чем закачать теплоноситель, проводится опрессовка системы. Для этого специальный компрессор закачивает в нее воздух, заполняя им трубы и радиаторы. Нагнетается давление выше нормативного на 25%, около 2 атмосфер.Периодически снимаются показания манометра, падение давления не должно превышать 1% за 15 минут. Опрессовывать отопление можно водой, необходимо закачать ее под давлением 1,5-1,8 атмосфер и следить за ним в течение суток. Если протечки не выявлены, происходит слив воды и закачивание антифриза.
Хорошая герметизация – это не только отсутствие потерь жидкости, она исключает завоздушивание контура. Попадание воздуха провоцирует возникновение пробок, делающих работу отопления неэффективной.
Как закачать теплоноситель в закрытую инженерную сеть
Для закачки жидкости необходимо подготовить:
- резервуар под гликолевые составы или смягченную воду;
- насос;
- манометр;
- шланги.
Заполнить своими руками контур закрытого типа можно через обратный клапан на подпиточной врезке или шаровой кран в самой низкой точке системы, предназначенный под слив жидкости. Перед началом работы проверяется его прочность и работоспособность.
- Рассчитанный объем теплоносителя заливается в приготовленную емкость, из нее насос нагнетает жидкость в отопительный контур. Перед закачкой открывается запорная арматура и вентиль на расширительный бак. Насос производит заполнение, пока не установится давление 1,5 атмосферы. При этом значении расширительный бак будет частично наполнен. Отключив насос, нагнетающий жидкость, на время включают циркуляционный агрегат.
- Пришло время своими руками спустить воздух из радиаторов. Специальным ключом или отверткой открывают краны Маевского, установленные на батареях.
Проводить процедуру нужно пока из крана не потечет жидкость. Спускать воздух начинают с нижних этажей, постепенно перемещаясь на верхние. Работая с трубами, наполненными гликолевыми составами, особенно актуально привлечение помощника. Он сможет контролировать их слив из батарей, не допуская лишнего расхода дорогостоящего состава. Удаление воздуха – важный этап работы, его выпускают не только из труб, но и из котла (через автоматический воздухоотвод), а также из оборудования циркуляции, открутив винт насоса. Если система имеет автоматические клапаны, то своими руками делать ничего не придется.
- После выхода воздуха давление упадет, поэтому снова включают насос, чтобы закачать антифриз до номинального показателя.
Заполнение системы открытого типа
Наполнить водой или пропиленгликолем контур открытого типа проще, чем герметичную сеть. В этом случае не понадобится насос, жидкость заливается через расширительный бак, размещенный в наивысшей точке отопительной системы, обычно на чердаке здания. Процесс заполнения лучше выполнять вдвоем, чтобы не приходилось часто спускаться вниз и стравливать воздух, а потом спешить наверх, чтобы долить в бак теплоноситель. После спускания воздуха расширительный бак должен быть заполнен на 1/3. В процессе функционирования отопления может снизиться теплоотдача из-за образования пробки, тогда процедуру спускания воздуха из радиаторов придется повторить.
Жильцы многоквартирных домов привыкли к регулярной замене теплоносителя, но слив жидкости для частного дома не рекомендуется по нескольким причинам:
- долгое развоздушивание системы;
- затраты на покупку теплоносителя;
- отсутствие воды приводит к коррозии стальных радиаторов.
Как закачать теплоноситель в систему отопления
После монтажа всей системы, после того как установили котел, трубы и радиаторы осталось последнее – наполнить теплоносителем систему отопления.
Тут существуют некоторые особенности в зависимости от следующих факторов:
- Какая система – ЗАКРЫТАЯ или ОТКРЫТАЯ
- Какой теплоноситель используется – ВОДА или АНТИФРИЗ
Итак рассмотрим случай, когда в качестве теплоносителя используется вода. Вода – это хороший теплоноситель, он не разъедает систему отопления, как некоторые дешевые теплоносители. Кроме того герметичность всех соединений, стыков, сварных швов прекрасно выдерживает воду, а вот некоторые антифризы не выдерживает, и они в результате могут потечь. Такое например происходит при использовании в качестве теплоносителя отработанного машинного масла.
Но использование воды в качестве теплоносителя можно допустить только в том случае, если дом отапливается постоянно. Это, например, бывает в случае ПМЖ в доме на газовом отоплении. Если же дом топится периодически, то использовать воду в качестве теплоносителя нельзя. Такое бывает например при использовании твердотопливного котла, который топится периодически. Если заморозить систему с водой, то все трубы просто разорвет.
Но для постоянного отопления на газе или дизельном топливе вода – отличный теплоноситель. И заполнять в таком случае систему не составляет большого труда. В такой системе должна быть СИСТЕМА ПОДПИТКИ водой. Ведь даже в закрытой отопительной системе часть теплоносителя выходит со временем в атмосферу в виде пара, либо при сбросе излишнего давления через предохранительный клапан. Кран подпитки идет от существующей водопроводной системы.
Заполнение закрытой отопительной системы водой из водопровода
Заполнить систему отопления водой можно просто – от крана подпитки.
Для удобства на специализированном кране подпитки стоит манометр – чтобы определять давление до которого надо долить воды, а также стоит фильтр – чтобы частички грязи не проникали в систему отопления.
Вначале надо открыть этот кран и закачать воды в систему до 1,5 бар. После этого надо подойти ко всем батареям и стравить воздух из кранов Маевского. После стравления воздуха с батарей давление в системе упадет. После того как из последнего радиатора стравили воздух — опять нагнетаем давление из водопровода до 1,5 атмосфер. После этого опять стравливаем весь воздух. Если из крана Маевского на радиаторе полилась вода – значит он полностью заполнен и больше его открывать не надо.
После первого этажа стравливают воздух из радиаторов на втором и последующих этажах (если они есть).
Но даже после выпуска воздуха из самого верхнего радиатора – это еще не все. В системе все равно остается где то пузыри воздуха, различная пена и пр. Со временем этот воздух опять скапливается в радиаторах. Так что после суток работы системы отопления надо опять стравить весь воздух из системы отопления через краны Маевского. Чтобы не образовывалась пена от антифриза — надо правильно подобрать циркуляционный насос и выставить на нём нужную скорость! Циркуляционный насос не должен быть излишней мощности, во избежание кавитации и пенообразования.
После последнего стравления воздуха со всех батарей надо в системе сделать оптимальное давление. ВАЖНО – не надо закачивать автомобильным насосом воздух в расширительный бачок. Изначально в бачке находится осушенный азот. Азот – по сути инертный газ и не вступает ни с чем во взаимодействие. Поэтому внутренняя часть сохраняется от коррозии. А если же закачать в систему воздух – это вызовет образование внутри конденсата и постепенную коррозию.
КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМОЕ ДАВЛЕНИЕ. Для этого после того как удален весь воздух из системы открываем кран подпитки, и запускаем в систему воду. Когда давление достигнет 1,5 бар (или больше, в зависимости от этажности всей системы), то отключаем. В это время вода сожмет азот в расширительном баке и он будет работать в правильном режиме.
Заполнение открытой отопительной системы водой из водопровода
В открытой отопительной системе существует контакт между теплоносителем и атмосферой. Весь воздух выходит через открытый расширительный бак. Так что в этой системе достаточно заполнить всю систему снизу вверх, наполнив расширительный бак, а затем выпустить воздух из кранов Маевского. Заполнение также происходит через кран подпитки.
Если же в системе стоит система автоматического долива воды в открытый расширительный бак.
То она сама наполнит всю систему свехру вниз. Воздух из труб рано или поздно весь выйдет вверх.
Как видим, в системе отопления на воде наполнить систему от крана подпитки на водопроводе не составляет большого труда.
Конечно, бывает так, что в доме нет водопровода. Тогда систему отопления заполняют по аналогии с заполнением антифризом (читайте ниже). Но вообще то если в доме нет водопровода – значит в доме живут не постоянно, так что лучше заполнить систему антифризом, на случай отъезда в отопительный период.
Конечно, есть и самый простой способ заполнить открытую отопительную систему – просто залить из ведер воды в открытый расширительный бак. Пузыри воздуха рано или поздно выйдут. Нужно, чтобы воды в бачке было где-нибудь посередине. Ведь во время включения отопления вода расширяется. Так что если бак будет залит до отказа, то вода выльется. Лучше заливать посередине бака!
Заполнение системы антифризом
Если же в качестве теплоносителя используются различные антифризы, то дело тут обстоит по другому. Заполнять систему надо из различных емкостей – ведер, канистр. Обычно берут какое либо ведро, выливают туда антифриз из канистры, а затем с помощью насоса наполняют систему.
Заливка теплоносителя происходит через сливной вентиль.
В отопительной системе должна быть возможность слить теплоноситель. Для этого ставится сливной вентиль. Но через этот сливной вентиль можно не только слить систему, но и залить!
Такой краник можно устанавливать на подающем или обратном трубопроводе, для этого надо сделать тройник. А можно еще проще – установить его вместо заглушки на каком либо нижнем радиаторе.
Чтобы наполнить систему надо в ведро с антифризом опустить погружной насос, одеть на него шланг и одеть второй конец шланга на сливной вентиль. После чего открыть вентиль, и включить насос. Система заполняется по аналогии с краном подпитки от водопровода – докачивается давление до 1,5 атм, потом стравливается воздух из радиаторов. Опять накачивается давление до 1,5 атмосфер, и так пока весь воздух из системы не уйдет.
Насосы для закачки антифриза/воды в систему отопления
Малыш/ручеек – вибрационный насос.
- Стоит дешево
- Поднимает воду до 40м (соответствует давлению 4 бар)
- Компактный, легко переносится
- Мощность всего 250 Вт
- Скорость закачки около 400 литров в минуту
- Внутри насоса есть встроенный фильтр, который удаляет частички грязи
- Многофункциональность. Может быть использован не только для закачки антифриза в систему отопления, но и для поднятия воды из скважины или из колодца.
- Встроенный удлинитель позволяет работать насосу на расстоянии до 40м от розетки
В общем такой насос очень популярный в вопросе заполнения системы отопления антифризом.
Дренажный насос
Это также погружной насос. Служит для подъема воды из колодца, а также для осушения подвалов от воды. В нем нет встроенного фильтра.
- Довольно большие габариты, залезет только в ведро и большие емкости
- Нет встроенного фильтра
- Большая мощность
- Если антифриза остается на донышке, то надо держать поплавок (защита от сухого хода), чтобы не выключился насос
- Дорогой
Самовсасывающий центробежный насос
- Быстро нагнетает теплоноситель в систему
- На насосе два патрубка – один за засасывание, а другой на нагнетание
- Устанавливается над поверхностью жидкости. Засасывающая труба опускается в емкость
Ручной поршневой насос для опрессовки
В таком насосе есть емкость, в которую заливается антифриз. Затем путем качания ручки в систему накачивается теплоноситель.
Этот насос можно также использовать для опрессовки. Опрессовка – испытательное увеличение давления в системе в несколько раз, для проверки на герметичность и наличие течей.
- Довольно трудно и долго качать
- Удобно, если сразу опрессовать систему
В общем закачать антифриз в систему можно несколькими разными способами. Так что можете закачивать тем насосом, который у вас есть.
Даже систему заполненную антифризом необходимо периодически подпитывать теплоносителем. Дело в том, что количество теплоносителя в системе – вещь увы непостоянная. Он может частично уйти вместе с парами через краны Маевского, может вылиться через клапан сброса избыточного давления и пр. Так что необходимо обеспечить систему подпитки для отопления.